Адрес142702, Московская область, Ленинский городской округ, Сельское поселение Булатниковское, д. Лопатино, Солнечный бульвар, 8, строение 1

Контакты администрации
Loading...

Программа развития

Программа развития

МБОУ «Лопатинская средняя общеобразовательная школа»

на 2019-2024 годы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лопатинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития

МБОУ «Лопатинская средняя общеобразовательная школа»

на 2019-2024 годы

 

 

 

 

Разработчик программы:

Фартахова И.Ф.,

директор МБОУ «Лопатинская средняя общеобразовательная школа»

 

Заверяю_________ (Фархатова И.Ф.)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Паспорт программы

3-4

Раздел I.

1. Концептуальные основания программы развития школы

 

 

5-7

 

Раздел II

2. Приоритетные направления реализации программы развития школы

 

 

8-12

Раздел III

3. Основные этапы реализации программы развития

 

 

13

Раздел IV

4. Оценка эффективности реализации программы

 

 

14-17

Раздел V

5. Ожидаемые результаты. Угрозы и риски реализации программы

 

 

18-20

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы

Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лопатинская средняя общеобразовательная школа» (2019 – 2024 гг.)

Сведения о разработчике программы

Фархатова Инга Фархатовна, директор МБОУ «Лопатинская средняя общеобразовательная школа».

Контактные телефон: +7(495)401-61-37

Исполнители программы

Администрация школы, педагогический коллектив школы, управляющий совет школы

Соисполнители программы

Ученический коллектив школы, родительская общественность, социальные партнеры МБОУ «Лопатинская средняя общеобразовательная школа»

Подпрограммы

«Начальное общее образование»

«Основное общее образование»:

- раннее предпрофильное образование.

«Среднее общее образование»:

- профильное, предпрофессиональное образование.

«Дополнительное образование»

«Управление качеством образования»

«Здоровьесбережение».

Цель программы

Создание в школе образовательного пространства, способствующего здоровьесбережению и формированию личной успешности обучающихся в обществе на основе интеллектуальной и духовно – нравственной культуры.

Задачи программы

  1. Обеспечение высокого качества и доступности образования в соответствии с перспективными задачами развития экономики Московской области.

  2. Создание информационно-методического пространства, способствующего совершенствованию профессионального мастерства педагогов в условиях работы ФГОС.

  3. Внедрение в школе ФГОС, инструментов его независимой и прозрачной для общества оценки, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий, обучающихся и достижения ими образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и работы в инновационной экономике.

  4. Обеспечение поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога в школе.

  5. Привлечение молодых специалистов.

  6. Создание системы повышения квалификации педагогических кадров, в т.ч. в части ИКТ-компетентности педагогов.

  7. Привлечение интеллектуальных, социокультурных и физкультурно– спортивных ресурсов Ленинского района, а также Подмосковья в целом для развития образовательного пространства школы, как составляющей части образования региона.

  8. Обеспечение эффективности системы управления образовательным учреждением, в т.ч. эффективное использование финансовых механизмов.

  9. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.

  10. Создание условий для всестороннего развития учащихся во внеурочной деятельности и системе дополнительного образования.

  11. Создание условий для сохранения психического здоровья обучающихся через повышение адаптивных возможностей личности в ходе специально организованной деятельности.

  12. Рост контингента обучающихся образовательного учреждения.

  13. Формирование спектра образовательных услуг, оказываемых школой на внебюджетной основе.

  14. Создание условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

  15. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации взаимодействия всех его участников.

Целевые индикаторы и показатели программы

Показатель (индикатор)

Целевое значение (2024 год)

Удельный вес 9-11 классов, в которых обучающимся предоставлена возможность выбора профильного курса из всех предметных областей, %

100%

Рост числа организаций и учреждений (в т.ч. способствующих развитию институтов гражданского общества), ресурсы которых (научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности) школа использует на основе договоров о сотрудничестве, %

увеличение на 50%

Увеличение количества обучающихся в образовательном учреждении по отношению к базовому периоду (2019), %

83%

Увеличение количества педагогов, повысивших свою квалификационную категорию в процессе аттестации по отношению к базовому периоду, %

100%

Удельный вес педагогов, подтвердивших свою квалификационную категорию в процессе аттестации от общего числа педагогов, проходивших процедуру аттестации в период реализации программы, %

100%

Увеличение средней заработной платы педагогам по отношению к базовому периоду, %

100%

Удельный вес педагогов, обладающих ИКТ - компетентностью, от общего числа педагогов школы по отношению к базовому периоду, %

100%

Этапы реализации программы

Первый этап (2019 – 2020 учебный год) – аналитико-проектировочный:

- анализ резервов, способствующих реализации целей и задач нового этапа развития школы;

- разработка направлений приведения образовательной системы школы в соответствие с задачами программы развития на 2019-2024 гг.

Второй этап (2020 - 2024 учебные годы) – реализующий:

- реализация мероприятий плана действий Программы:

- реализация образовательных и воспитательных проектов;

- нормативно-правовое сопровождение реализации Программы развития;

- осуществление системы мониторинга реализации Программы, текущий анализ промежуточных результатов.

Третий этап (январь – июль 2024) – аналитико-обобщающий:

- итоговая диагностика реализации основных программных мероприятий;

- анализ итоговых результатов мониторинга реализации Программы:

- обобщение позитивного опыта осуществления программных мероприятий;

- определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития школы.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям 273, СанПинов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса;

- доступность не менее 100 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам, создание беспроводной сети WiFi;

- создание системы профориентационной работы школе, в т.ч. единой информационной среды, обеспечивающей доступ к информации о государственных образовательных учреждениях профессионального и высшего образования, образовательных программах, трудоустройстве выпускников;

- реализация школой планов сотрудничества с организациями города Москвы и Московской области (научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности), а также организациями, способствующими развитию институтов гражданского общества;

- активизация работы психологической службы (в т.ч. на основе реализации договоров о сотрудничестве с центрами психолого – медико – социального содействия) для оказания услуг всем детям, испытывающим в них потребность;

- 100 % педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих уровней образования) и инновационным технологиям;

- 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ;

- 100% переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения на всех уровнях образования ФГОС с ОВЗ;

-100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и сдают ГИА - 9, 11;

- 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью;

- 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физической культурой и спортом;

- успешная реализация инклюзивного образования в школе;

- 100 % обучающихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность;

- в школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития);

- 100% заполнение электронных журналов учителями-предметниками;

- не менее 50 % родителей (законных представителей) включены в различные формы активного взаимодействия со школой.

Источники финансирования реализации программы

Государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ);

Внебюджетное финансирование.

Спонсорская помощь

Система организации контроля исполнения

Программы развития

Контроль исполнения Программы развития осуществляется педагогическим советом, Управляющим советом и администрацией школы

 

РАЗДЕЛ I

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

1.1. Концептуальные основы программы

 

Программа развития школы на период 2019-2024 г.г. является организационной основой реализации государственной политики в сфере образования. Программа развития обеспечивает научно-методическую разработку и апробацию системных изменений в деятельности учреждения, реализует новые подходы к формированию современной модели образования, отвечающей задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

Новое время ставит перед образованием задачу становления человека, который сможет достойно жить в ХХI веке, эффективно пользоваться достижениями человечества, способствовать их развитию, решать вместе со всеми глобальные проблемы. Это – наиболее общая задача современного общества, образования, школы. Она конкретизируется в таких документах образовательного учреждения как Устав, концепция развития, планы работы, программа развития. В основе этих документов лежит идея модернизации образования в целом и школы в частности. Выстраивая программу развития школы, ее коллектив исходит из концептуальной идеи создания адаптивной профильной модели школы, где образование –это ценность, система, процесс, результат образования - это развитие ребенка, его личности. Программу развития можно определить как изложение целей и принципов обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Она служит основным документом, представляющим собой ресурсное обеспечение образовательной деятельности; комплекс взаимосвязанных процедур, регламентирующих основные и вспомогательные процессы и виды деятельности; разновидность программного документа, на основании которого осуществляется деятельность образовательного учреждения. Назначение программы заключается в том, чтобы создать в школе такую образовательную среду, где высокое качество образования сочетается с педагогически грамотным учетом возможностей каждого ребенка, его индивидуальных особенностей, где обеспечиваются условия для раскрытия его способностей, социальной адаптации к условиям современной жизни.

Концепция Программы развития отражает основные направления государственной политики РФ в области образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», государственными стандартами учебных предметов, региональными и федеральными локальными актами.

Программа развития принимает и развивает основные принципы и приоритеты образовательной политики, изложенные в нормативных документах Российской Федерации. Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием благополучия и безопасности страны. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно, возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

В основу модернизации системы образования положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных и командных подходов, логики «деньги в обмен на обязательства», конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Главные задачи современной школы заключаются в раскрытии способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагируя на разные жизненные ситуации.

Приоритетным направлением развития школы как системы является новый уровень программно-целевого подхода в управлении образованием, выход на новое качество образования и обеспечение его динамичности и конкурентоспособности, воспитание культурной социально активной личности.

В основу данной программы развития легли научные разработки в области управления, дидактики, педагогики, психологии и методики преподавания известных отечественных и зарубежных ученых, авторов таких монографий, как, Третьяков П.И. («Регион: управление образованием по результатам», «Адаптивное управление педагогическими системами», «Управление школой по результатам», «Оперативное управление качеством образования в школе»), Шамова Т.И. («Адаптивное управление школой»), Ямбург Е.А. («Управление развитием адаптивной школы»), Поташник М.М. («Управление качеством образования», «Управление качеством образования: в вопросах и ответах»), Аршинов В.И. («Синергетика как коммуникация в пространстве учебного процесса»), Колесников А.А. («Современные прикладные методы управления»), Скаткин М.Н. («Проблемы современной дидактики»), Мескон М.Х. («Основы менеджмента»).

Стратегической целью Программы развития является:

- повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, создание вариативной культурно-образовательной среды, учитывающей социальный заказ и потребности обучающихся;

- формирование на базе школы современного образовательного центра обучения и развития, воспитания и социализации подрастающего поколения, вносящего значительный практический вклад в развитие и конкурентоспособность образования;

- достижение по всем целевым показателям деятельности школы высокого уровня качества подготовки выпускников, включение в состав ведущих образовательных учреждений Российской Федерации и Московской области;

- на подмосковном рынке образовательных услуг стать:

образовательным центром, обеспечивающим получение каждым ребенком качественного общего образования;

центром взаимодействия общего и дополнительного образования для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей воспитанников и обучающихся;

центром интеграции в международные образовательные сети для получения образования, соответствующего международным стандартам IB;

местом обучения детей с разными образовательными возможностями (одаренные дети, дети с ОВЗ и т.п.);

центром исследований и разработок в области внедрения новых образовательных стандартов, современных образовательных технологий и т.д.

Программа развития определяет следующие целевые направления:

- обновление содержания образования в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, интеграция основного и дополнительного образования;

- создание внутришкольной системы управления качеством образования, сочетающей внешнюю и внутреннюю оценку: самоаудит, общественно-профессиональную экспертизу, добровольную систему сертификации и другие современные формы оценки качества образования:

- формирование системы поддержки талантливых детей;

- развитие учительского потенциала;

- формирование современной школьной инфраструктуры, включая информатизацию образовательного и управленческого процессов;

- сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса;

- усиление воспитательного потенциала школы, в том числе путем формирования и развития детско-взрослой образовательной общности;

- развитие связей школы с различными социальными партнерами, привлечение к участию в управлении образовательным учреждением широких слоев общественности;

- установление и развитие партнерских отношений с родителями (законными представителями) обучающихся.

Для реализации основных направлений программы на первый план выдвигаются следующие задачи:

- создание условий для перехода к новому уровню и качеству образования на основе компетентностного подхода;

- создание условий для вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для всех участников образовательного процесса;

- сформированность модели профильного обучения, реализующей образовательные потребности социального окружения;

- повышение общекультурного уровня обучающихся путем развития раннего предпрофильного и дополнительного образования;

- обеспечение качественного содержания образования путем внедрения инновационных технологий;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- формирование системы оценки качества образования, которая обеспечит заказчика и обучающихся достоверной информацией о том, как работает школа;

- совершенствование механизма управления учебно-воспитательным процессом;

- переход на новые образовательные стандарты;

- обеспечение развития системы работы школы по усилению мотивации обучающихся;

- организация предпрофильного и профильного обучения;

- обеспечение преемственности между уровнями образования;

- разработка индивидуального учебного плана школы с учетом основных направлений деятельности школы;

- организация психологического сопровождения образовательного процесса;

- применение здоровьесберегающих технологий;

- развитие творческих способностей и формирование позитивной социализации обучающихся на разных уровнях образования;

- развитие системы дополнительного образования;

- реализация программ экскурсионной поддержки учебных предметов;

- повышение уровня социально-коммуникативной подготовки обучающихся;

- внедрение инновационных технологий в образовании;

- внедрение современных информационных технологий;

- развитие системы оценки качества образования, в том числе независимой проверки знаний обучающихся;

- активизация проектных и программных методов работы;

- активизация деятельности обучающихся во внешкольных мероприятиях;

- создание условий для перехода от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья обучающихся;

- повышение профессионального уровня педагогов (с учетом выбора программ и образовательных учреждений, осуществляющих повышение квалификации);

- обобщение их педагогического опыта;

- организация учета личных достижений, обучающихся - создания портфолио ученика.

МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2024

 

Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации, образовательная система школы будет обладать следующими чертами:

1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации;

2) выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования;

3) в школе существует/действует воспитательная система культурно-нравственной ориентации, адекватная потребностям времени;

4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;

5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив;

6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения;

7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно-общественного управления школой;

8) школа имеет современную материально-техническую базу и пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов;

9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного образования;

10) школа востребована потребителями, и они удовлетворены ее услугами, что обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг.

 

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2024

 

Учитывая все вышеизложенное, наиболее целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:

1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;

2) способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;

3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;

4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;

5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;

6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;

7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;

9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;

10) сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;

11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.

 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2024 года.

 

Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентированный на готовность к самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство потребностей и способностей выпускника.

Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны, сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны, компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности.

Выпускник должен обладать следующими чертами:

1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;

  1. прочные знания по основным школьным предметам обучения;

  2. способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно сосуществовать в обществе;

  3. владение основами мировой культуры;

  4. восприятие себя как носителя общечеловеческих ценностей, способность к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а также к проектированию и реализации своих жизненных смыслов на основе общечеловеческих ценностей;

  5. готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках;

  6. готовность приносить своей стране практическую пользу;

  7. готовность вести здоровый образ;

  8. готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в его возможностях для развития своих духовных запросов;

  9. умение жить в условиях рынка и информационных технологий;

  10. знание компьютерной техники и иностранных языков, ориентация в научном понимании мира;

8) уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой;

9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, установлению межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;

10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;

11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.

 

 

МИССИЯ ШКОЛЫ

 

Социально-педагогическая миссия нашей новой школы является предоставление максимально широкого поля возможностей наибольшему числу обучающихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания. Основным условием успешности развития школы является сочетание высокого педагогического профессионализма учителей и внутренней образовательной мотивации обучающихся.

 

РАЗДЕЛ II

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

Цели, задачи, идеи и принципы развития школы, а также ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления совершенствования организации педагогического процесса.

 

2.1. Повышение качества образования

 

В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных способностей, а также личной ответственности и опыта самостоятельной деятельности.

Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий обучения и воспитания.

Задачи:

  1. Обеспечить условия для внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного качественного образования.

  2. Повысить качество результатов ВПР, ГИА-9, ЕГЭ.

  3. Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся.

  4. Разнообразить формы внеурочной деятельности.

2.2. Поэтапное внедрение профессионального стандарта педагога

 

На основании приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2014 г № 1115н профессиональный стандарт «Педагог» применяется с 1 января 2017 года.

В настоящее время начинается переходный период, который позволит педагогам школы повысить уровень своей квалификации, усовершенствовать те или иные компетенции, которые помогут достичь наиболее высокого качества образования.

На сегодняшний день существует ряд трудностей в процессе перехода на новый профессиональный стандарт педагога:

  1. реальная профессиональная деятельность педагогов школы не соответствует требованиям профессионального стандарта, недостаточно выражена взаимосвязь между квалификацией педагогического работника и результатами его профессиональной деятельности;

  2. отсутствуют формы и механизмы независимой оценки квалификации педагогов.

 

Цель: Приведение компетенций педагогов школы в соответствие с требованиями профессионального стандарта «Педагог».

 

Задачи:

  1. проанализировать профессиональный стандарт «Педагог»;

  2. провести мониторинг компетенций педагогов, выявить дефициты;

  3. скорректировать план профессионального развития педагогов;

  4. обеспечить условия для внедрения профессионального стандарта в ОУ.

 

 

 

 

 

 

2.3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в процессе обучения

 

Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.

Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд важных моментов:

- внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для детей в ОУ, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать качество воспитательно-образовательной работы;

- совершенствование организации питания детей в ОУ;

- организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье формирующей направленности;

- разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Задачи:

1. формирование у школьников понимания необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своём развити;

2. создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья учащихся;

3. привитие учащимся традиций бережного отношения человека к собственному здоровью;

4. вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде здорового образа жизни в семье и среди сверстников.

При оценке физического здоровья учащихся необходимо учитывать следующие показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение, слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни.

Ожидаемые результаты:

1. тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;

2. рост личностных и спортивных достижений;

3. повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;

4. рост комфортности субъектов образовательного процесса.

 

2.4. Развитие информационной среды школы

 

Одним из направлений модернизации школы является создание условий для повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов, так и учащихся. В рамках данного направления в школе необходимо реализовывать образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организовывать элективные занятия и внеурочную деятельность по данному направлению. Активно использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в школе.

Цели:

1. разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы;

2. повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.

Задачи:

1. создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования информации;

2. использование информационных систем для повышения эффективности управленческих решений;

3. широкое внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;

4. обновление программного и технического обеспечения компьютерных классов школы;

5. разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и преимуществах.

Ожидаемые результаты:

1. создание эффективной системы информационного обеспечения образовательной программы школы;

2. подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях информационного общества;

3. повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагога;

4. расширение информированности участников образовательного процесса с целью наиболее полной реализации прав граждан на образование;

5. активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во внеурочной деятельности.

 

2.5. Инклюзивное образование в школе

 

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей.  Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования является важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации, направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их полноценное вхождение в общество.

Цель работы по данному направлению в школе: реализация инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи:

  • создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые образовательные потребности;

  • создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями;

  • разработка нормативно-правовой базы по проблеме;

  • организация системы психолого-педагогического сопровождения развития детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическо-консультивного, социально-трудового направлений деятельности;

  • разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной социализации детей в социуме;

  • обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по проблеме инклюзивного образования.

Подзадачи:

В работе с семьей:

  • способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;

  • вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности;

  • содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации;

  • создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

В работе с педагогами:

  • создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме инклюзивного образования;

  • способствовать повышению мотивации педагогической деятельности;

  • стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.

Ожидаемые результаты:

Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её функционирование в образовательном учреждении.

Индикаторы результативности:

  • результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов (аналитические материалы);

  • результаты диагностики:

    • развития детей

    • уровня детско-родительских отношений

    • личностного развития родителей и педагогов. (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности)

  • востребованность родителями психолого-педагогических мероприятий (журналы посещаемости, книги отзывов)

  • повышение рейтинга учреждения.

Для построения и успешного функционирования модели инклюзивного образования необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.

Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям: реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей; динамическое развитие образовательного учреждения.

Формами оценки эффективности может быть, как административный контроль, так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником педагогического процесса.

Критерии эффективности инклюзивного

образовательного процесса в соответствии с принципами инклюзии

 

Критерии

Показатели

Индикаторы

Реализация индивидуального подхода к детям

Составление индивидуального учебного

плана с учетом данных

диагностики

Наличие индивидуальных учебных планов с оценкой хода их выполнения

Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка

 

Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм

для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей

позицией взрослого

 

Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями.

Активное включение в образовательный процесс всех его

участников

 

Командные формы выработки и принятия организационных решений:

м е ж д и с ц и п л и н а р н ы е команды, командные собрания, тренинги, координационный совет, проектные группы, родительские комитеты, пожелания детей

Функционирование в школе разнообразных командных форм работы

Междисциплинарный подход

 

Междисциплинарное

проведение и обсуждение

диагностики, составления

и реализации ИОП

 

Наличие специалистов.

Циклограмма проведения междисциплинарных консилиумов, формы фиксации результатов обследования и рекомендаций.

Вариативность в организации процессов

обучения и воспитания

 

Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, вариативная образовательная среда

 

Квалификация специалистов – наличие образования по разным методам работы, в том числе и с детьми с ОВЗ,

методических, дидактических пособий, обеспечивающих

образовательный процесс

Партнерское взаимодействие с семьей

 

Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам

Наличие договора с

родителями с приложением о конкретной программе действий.

Динамическое развитие образовательной модели инклюзивного пространства школы

 

Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи с диагностикой образовательных потребностей

 

Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей.

 

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.

 

    1. Обеспечение принципа государственно-общественного управления школой

- развитие государственно-общественного управления путем включения всех участников образовательного процесса в создание и выполнение планов работы;

- развитие школьного самоуправления;

- создание условий для участия родителей в решении школьных проблем;

- работа Управляющего совета школы;

- создание на сайте ежегодного публичного отчета директора школы.

 

    1. Инновационное развитие школы

- совершенствование модели предпрофильного и профильного обучения в условиях взаимодействия школ;

- индивидуальная работа с обучающимися и их родителями с целью определения образовательных потребностей социума;

- создание условий для повышения профессионального уровня педагогических работников школы.

 

РАЗДЕЛ III

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

Этапы реализации программы с 2019 по 2024 гг. 

 

Программа разрабатывается в соответствии с концепцией, целями, задачами, программными мероприятиями, проектами и реализуется с 2019 по 2024 год в 3 этапа.

 

I этап. 2019-2020 годы – констатирующий (этап разработки программы).

 

Этап предполагает концептуальное, организационное, кадровое, педагогическое обеспечение:

  • разрабатываются программы, концепции, проекты, мини-проекты

  • проводится экспертиза новых проектов

  • создаются временные творческие коллективы, группы

  • анализируются возможности социума

  • формируется нормативно-правовая база программы.

 

II этап. 2020-2022 г – формирующий

 

Этап предполагает творческую разработку, апробацию и внедрение в образовательный процесс инноваций, технологий, методов, средств обучения, программ и проектов; мониторинг, оценка промежуточных результатов.

 

III этап. 2022-2024 г. – Рефлексивно-обобщающий

 

Этап предполагает анализ, оценку, оформление результатов, достижение цели и задач, формирование решений по итогам реализации программы.

 

 

РАЗДЕЛ IV

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

К основным ожидаемым результатам реализации программы развития, составляющим основу образа желаемого будущего школы к 2024 году, относятся:

качественное образование, соответствующее требованиям к образовательным результатам ФГОС общего образования и обеспечивающее каждому учащемуся условия для достижения максимально возможного для него уровня образовательной успешности;

способность выпускников школы самостоятельно решать проблемы в различных областях жизни и профессиональной деятельности, их конкурентоспособность в системе высшего профессионального образования и на региональном рынке труда;

эффективная система воспитания, адекватная потребностям времени, ориентированная на творческую самореализацию учащихся в различных видах деятельности;

ориентация образовательных программ на формирование нового социокультурного типа личности, способной к самостоятельности, готовой к самообразованию в течение всей жизни, ответственному поведению;

наличие высокопрофессионального творческого педагогического коллектива, способного к построению субъект - субъектных отношений;

эффективная система управления, обеспечивающая не только ее успешное функционирование, но и развитие, на основе механизмов государственно-общественного управления;

современная материально-техническая база и пространственно-предметная среда, обладающая необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов;

удовлетворенность потребителей качеством и набором предоставляемых образовательных услуг.

Критериями эффективности реализации программы развития будут выступать:

1. постоянное соотнесение процесса развития школы с критериями эффективности:

- социально-педагогическим (соответствие нормативным требованиям развития образовательной организации);

- образовательным (соответствие образовательных результатов требованиям ФГОС к результатам освоения образовательных программ);

- психолого-педагогическим (устойчивость созданных параметров субъектно- развивающей образовательной среды).

2. Согласованность основных направлений и приоритетов развития образовательной системы школы с региональной и городской программами развития образования.

3. Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса

4. Рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы.

5. Влияние образовательной системы школы на развитие образовательного пространства района.

6. Удовлетворенность всех участников образовательных отношений уровнем и качеством образовательных услуг.

Критерии эффективности программы развития и ее влияния на образовательную систему школы и социокультурную среду раскрываются через систему показателей, позволяющих выявлять уровень качества проектируемой субъектно-развивающей образовательной среды. Для систематизации информации, целостного охвата и оценки результативности и эффективности программы развития были определены следующие критерии (по В.И. Загвязинскому): результативность системы образования, обеспечение эффективности образовательного процесса, эффективность деятельности управления, ход реализации программы.

 

Мониторинг результативности и эффективности реализации программы развития

Критерий

Показатели

1. Критерии результативности системы образования

1.1. Критерий качества реализации учебных программ

- уровень обученности

- качество знаний

- число победителей олимпиад, конкурсов разного уровня

- число выпускников школы, поступивших в высшие и средние профессиональные учебные заведения

- отношение среднего балла ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и математике с региональными, городскими и районными показателями

1.2. Критерий реализации воспитательной функции

образовательного процесса

- сформированность ценностных ориентаций выпускников школы (анкетирование)

- дисциплинарные показатели

- степень и уровень (городской, областной, российский) участия школьников в социокультурных акциях и социально-ориентированных проектах

- число и значимость инициированных школой и реализованных социокультурных акций, и социально-ориентированных проектов

- степень участия семьи в воспитании, уровень взаимодействия семьи и школы

1.3. Социально-воспитатель-ный критерий

- процент успешно адаптированных школьников социально незащищенных категорий

- степень социальной активности детских общественных объединений (число инициатив и акций)

- число учащихся, играющих активную социокультурную роль и представляющих школу на разных уровнях (конкурсы, соревнования, смотры)

1.4. Критерий здоровья

- соответствие показателей здоровья среднему уровню по области

- уровень физического развития школьников

- показатели здоровья педагогов

- показатели культуры здоровья и здорового образа жизни

- санитарно-гигиенический режим школы

1.5. Критерий социальной оценки деятельности школы

- удовлетворенность учащихся и родителей качеством образовательных услуг (социологический опрос)

- конкурентноспособность выпускников школы (поступление в ВУЗы)

- количество публикаций о школе (СМИ)

 

2. Критерии обеспечения эффективности образовательного процесса

2.1 Критерий материально-технической, нормативной и программно-методической оснащенности образовательного процесса

- динамика финансирования, использование многоканального финансирования с привлечением внебюджетных средств

- нормативно-правовая обеспеченность образовательного процесса

- обеспеченность учебно-методической литературой, медиатека

- уровень материально-технической оснащенности (оборудованность учебных кабинетов, наличие условий для оздоровления школьников и занятий физкультурой и спортом, оснащенность компьютерной техникой и интерактивным оборудованием)

2.2. Критерий создания

условий для воспитания

и социализации

- организация профилактической и коррекционной работы с детьми «группы риска»

- развитие образовательной сети для детей с ограниченными возможностями здоровья

- число учащихся, охваченных системой дополнительного образования

- уровень развития классных коллективов (социометрические исследования)

- уровень эстетического оформления пространства школы

2.3. Критерий организованности и эффективности инновационных процессов

- наличие нормативно-правовых документов по организации инновационных процессов школы (положения, локальные акты)

- наличие и качество системы диагностики инноваций

- меры стимулирования поисковой инновационной деятельности

- степень информатизации образовательного процесса

2.4. Критерий создания условий для деятельности педагогов

- эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе (социально-психологическое исследование)

- участие педагогов в профессиональных конкурсах

- представление педагогами школы своего опыта на разных уровнях (публикации, выступления, открытые уроки)

- условия стимулирования непрерывного профессионального развития педагогов

3. Критерий эффективности деятельности управления

- оптимальность организационной структуры управления

- четкость распределения функциональных обязанностей

- анализ эффективности принятых и выполненных решений

- число эффективных инициатив, число и значимость инновационных проектов

4. Критерии процесса реализации Программы развития

4.1. Критерий сформированности социокультурного образовательного пространства

- эффективность взаимодействия школы с учреждениями и ведомствами (экспертная оценка)

- наличие и качество организации системы мероприятий по видам деятельности (культурная, просветительская, проектно-преобразовательная и т.д.) в районе (городе, области) при непосредственном участии школы

- наличие спектра образовательных услуг, предоставляемых школой, их доступность и оценка удовлетворенности населением

4.2. Критерий создания условий для осознанного выбора учащимися предоставляемых образовательных услуг (формирование жизненного плана и профессиональная направленность)

- наличие системы профориентационной работы и сопровождения личностно – профессионального самоопределения на всех уровнях школьного образования

- осознанность выбора и удовлетворенность им (анкетирование)

- успешность профессионального выбора и жизненной самореализации выпускников (анализ отсроченных результатов)

4.3. Критерий сформированности потребностей и мотивации в профессиональном саморазвитии педагогов

- динамика изменения ценностных ориентаций педагогов (тестирование)

- мотивация на саморазвитие (тестирование)

 

Таким образом, контроль и оценка результатов реализации программы развития, определения и анализа качественных и количественных характеристик проектируемой субъектно-развивающей образовательной среды осуществляется на основе принципов гуманитарной экспертизы с использованием коллективных и авторских методик самооценки и взаимооценки, методов психолого-педагогической диагностики.

 

РАЗДЕЛ V

5.1. Ожидаемые результаты

В системе управления:

-в школе будет действовать обновленная система управления, разработанная с учетом современного законодательства и тенденций развития управленческой науки;

-нормативно-правовая и научно-методическая база школы будет соответствовать требованиям ФГОС и современным направлениям развития психолого-педагогической науки и практики;

-система мониторинга станет неотъемлемой основой управления развитием школы;

-будет отмечаться рост привлеченных средств в соответствии с расширением образовательных услуг и партнерских отношений школы.

В обновлении инфраструктуры:

- инфраструктура и организация образовательного процесса школы будет максимально возможно соответствовать требованиям СанПинов и другим нормативно-правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса;

- все учебные кабинеты будут максимально возможно оснащены в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

- 100% учебных кабинетов будет иметь доступ к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам;

В совершенствовании профессионального мастерства педагогического коллектива:

- 100 % педагогов и руководителей школы пройдет повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих уровней образования) и инновационным технологиям;

- не менее 55 % педагогов будет работать по инновационным образовательным технологиям;

- не менее 40 % педагогов будут иметь опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психолого-педагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).

В организации образовательного процесса:

- 100 % школьников будет получать образование с использованием информационно-коммуникационных технологий;

- не менее 75 % школьников будет обучаться в системе внутришкольного дополнительного образования;

- 100 % учащихся основной и старшей школы будет включено в исследовательскую и проектную деятельность;

- в школе будет работать программа поддержки талантливых детей и обучающихся с ОВЗ и инвалидов (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития);

В расширении партнерских отношений:

- не менее 50 % родителей (законных представителей) будет включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.);

- не менее 5-10 партнеров социума (учреждений, организаций, физических лиц) будет участниками реализации общеобразовательных и дополнительных программ школы.

 

 

5.2. Угрозы и риски реализации программы

При реализации Программы развития на 2019-2024 гг. возможно возникновение рисков (угроз), которые могут снизить эффективность спланированных инновационных изменений. Чтобы исключить подобные риски, настоящая Программа обозначает следующую систему мер по их минимизации.

Система мер по минимизации рисков реализации Программы

 

 

Виды рисков

 

 

Пути минимизации рисков

 

Нормативно-правовые риски

 

- неполнота отдельных нормативно-правовых документов, не предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы

 

- регулярный анализ нормативно-правовой базы школы на предмет ее актуальности, полноты, соответствия решаемым задачам

 

 

Финансово-экономические риски

 

- нестабильность и недостаточность бюджетного финансирования;

- недостаток внебюджетных, спонсорских инвестиций и пожертвований в связи с изменением финансово-экономического положения партнеров социума

- своевременное планирование бюджета школы по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных процессов;

- систематическая работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных средств финансирования

 

Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора)

 

- недостаточность профессиональной инициативы и компетентности у отдельных педагогов по реализации углубленных программ и образовательных технологий;

- неготовность отдельных педагогов выстраивать партнерские отношения с другими субъектами образовательного процесса, партнерами социума

- систематическая работа по обновлению внутриучрежденческой системы повышения квалификации, разработка и использование эффективной системы мотивации включения педагогов в инновационные процессы;

- Психолого-педагогическое и методическое сопровождение педагогов с недостаточной коммуникативной компетентностью

 

 

Ресурсно-технологические риски

 

- неполнота ресурсной базы для реализации новых направлений и отдельных программ и мероприятий Программы;

 

- систематический анализ достаточности ресурсной базы для реализации всех компонентов Программы.

 

 

Все эти предусмотренные мероприятия по осуществлению, сопровождению и текущей коррекции Программы развития на 2019-2024 г. являются определенной гарантией ее успешной и полноценной реализации.